+38(067)322-71-20

High-end audio - это увлечение самой музыкой

High-end audio - это увлечение самой музыкой и её воспроизведением с наилучшим качеством , это воссоздание в домашних условиях слушателя музыкальной идеи композитора или исполнителя с максимальной естественностью, эмоциональностью и силой. Поскольку важна сама музыка, необходимо обеспечить максимально возможную , безукоризненную точность ее воспроизведения.

Звуковые High-end-компоненты - это уникальные образцы звуко-воспроизведения, которые имеют лишь весьма отдаленное сходство со всеми "стереосистемами" , продаваемыми в универмагах. Звуковоспроизводящие системы - это не домашние бытовые приборы вроде стиральных машин или тостеров, это средство выражения безбрежного эмоционалного и интеллектуального потенциала музыки , закодированной на наших кассетах и компакт-дисках. Чем выше качество воспроизведения, тем глубже наше погружение в музыку.

Основная идея High-end'а, выраженная в High-end-аппаратуре: музыка и качество ее воспроизведения превыше всего. Энтузиасты вкладывают техническое мастерство и музыкальную восприимчивость в создании компонентов, шаг за шагом приближающих нас к оригинальному музыкальному событию. High-end-аппаратуру разрабатывают при помощи слуха, конструируют вручную и используют для углубленного восприятия музыки.

Общее заблуждение среди потребителей Hi-Fi-товаров состоит в том, что High-end-аудио - это обязательно что-то дорогостоящее , а по сути - не более чем усовершенствованная стереоаппаратура с причудливыми функциями и ценниками, расчитанными на миллионеров. Несомненно, её характеристики могут быть намного лучше, чем у Hi-Fi-аппаратуры , продаваемой в местном магазине радиотоваров, но кто может себе это позволить?.. Аппаратура High-end-аудио представляется чем-то, созданным только для тренированных, разборчивых слушателей - снобов или фанатов технических новинок , но не для среднего человекас улицы.

Нет, High-end-аудио - нечто совсем другое.

Во-первых, термин "High-end" относится к техническим характеристикам изделия , но не к его цене. Многие настоящие High-end-системы не дороже, а зачастую и дешевле, чем продаваемые в магазинах музыкальные центры, сконструированные по принципу "все в одном". Я прослушал множество недорогих, легко вписывающихся в бюджет среднего потребителя систем, в которых воплощена самая сущность высококачественного воспроизведения музыки. Хотя многие компоненты High-end-систем могут стоить дорого , это не означает, что для приобретения высококачественной аппаратуры вы должны брать кредит в банке. Системы с великолепным звучанием иногда бывают значительно дешевле, чем можно себе представить.

Во-вторых, звуковая High-end-аппаратура служит для передачи музыкального переживания, и не нуждается в дополнительных усложнениях, затрудняющих её использование. Фактически, High-end-системы значительно проще в эксплуатации, чем бытовые системы среднего качества. Этика проектирования аппаратуры класса High-end заключается в отказе от бесполезных функций и вложении сэкономленных средств в совершенствование качества звучания. Эта аппаратура - для поклонников музыки, а не для любителей электронных эффектов.

В-третьих, любой, кто увлекается музыкой , может сразу оценить звучание высококачественного воспроизведения звука. Не нужно иметь абсолютный слух, чтобы определить, какое звучание лучше. Разница между хорошим и посредственным воспроизведением музыки ощущается сразу. Обычная реакция любого, кто впервые слушает истинные High-end-системы - радость и удивление, а это доказывает, что High-end - аудио может оценить каждый. Если вы любите музыку, то благодаря High-end-системе получите от неё еще большее удовольствие. Это так просто!

Hужно отметить, что целью High-end-аудио является эффект "исчезновения" аппаратуры. Когда это происходит, достигается высочайшая степень взаимопонимания музыканта и слушателя. По большому счету, High-end-аудио скорее относится к музыке, чем к аппаратуре.

Кредо High-End`а состоит в следующем: чем меньше сигнал обрабатывается, тем лучше. Любая электронная схема, провод, регулятор тембра или переключатель искажают сигнал, а следовательно, и музыкальное восприятие. Вот почему вы не найдете в High-End аппаратуре графических эквалайзеров, "расширителей стереоэффектов", "синтезаторов субгормоник" и других хитроумных приспособлений. Эти устройства не только уводят от музыкальной реальности , - они добавляют к тракту передачи сигнала ненужные схемы.Минимизируя количество электроники между вами и музыкантами, High-End аппаратура может максимально усилить непосредственность музыкального восприятия. Здесь "меньше" означает "больше".

Выбор HIGH-END-аудиосистемы.

Одним из наиболее важных решений , связанных с покупками, является выбор высококачественной системы звуковоспроизведения. Ваш выбор компонентов станет определяющим фактором того, насколько глубоко вы сможете воспринимать такую форму искусства, как музыка. Великолепные звуки музыки способны оказать сильное влияние на вашу жизнь, поскольку станут играть в ней все более и более важную роль. HI-FI система представляет собой мощное средство исследования музыки; чем лучше система, тем дальше уведет она вас в мир прекрасного. Хотя задача выбора hi-fi компонентов кажется пугающе сложной, небольшая подготовка поможет приблизиться к аудиосистеме вашей мечты, не выходя при этом за рамки бюджета. Опытный и хорошо информированный покупатель знает, что правильный выбор компонентов, их взаимная согласованность и тщательно продуманная установка намного важнее, чем внушительный счет в банке. В этой главе мы научим вас, как стать сознательным покупателем, и покажем, каким образом можно собрать "самую музыкальную" и эстетичную систему, соответствующую вашим финансовым возможностям. High-end аудиосистема состоит из многих компонентов, каждый из которых имеет определенное назначение. Эти компоненты, как правило, разделяются на три основных категории: компоненты-источники, компоненты управления и компоненты воспроизведения. Источником является любое устройство, которое доносит до нас звуковой сигнал с помощью носителей информации, к которым относится и радиоэфир. Это, например, CD-проигрыватель, воспроизводящий звуковой сигнал с компакт-дисков. Другие источники - проигрыватели грампластинок (виниловых дисков), тюнеры, магнитофоны. Компоненты-источники располагаются в самом начале тракта воспроизведения. Категория компонентов управления представлена предварительным усилителем. Он получает сигналы от компонентов-источников и определяет, какие из них подать на усилитель мощности для прослушивания. Предварительный усилитель - это сердце hi-fi-системы; все компоненты-источники соединены с усилителем мощности через предварительный усилитель, который управляет прохождением звукового сигнала и громкостью. Компоненты воспроизведения - это усилитель мощности и громкоговорители, которые совместно обеспечивают преобразование в звук сигнала источника, прошедшего через предварительный усилитель. На рис. 2-1 показана базовая конфигурация системы, состоящей из компонентов-источников, предварительного усилителя, усилителя мощности и двух громкоговорителей. Если вы новичок в мире аудио, то, возможно, захотите прочитать вводные разделы глав с пятой по двенадцатую, прежде чем отправитесь покупать систему. Каждая из этих глав посвящена определенному компоненту, - причем во вводных разделах объясняется назначение того или иного компонента, его функции и свойства, приводится соответствующая терминология. Последующие разделы каждой из этих глав дают более углубленное и подробное описание выбора компонентов с точки зрения качества звука и с технической стороны.

В этой главе мы рассмотрим вопрос о том, как выбирать high-end-систему. Основные темы главы:

" Какую сумму из своего бюджета вы можете выделить на покупку аудиосистемы.

" Что лучше: купить систему целиком или по частям.

" Как выбрать систему, которая будет наилучшим образом соответствовать вашим потребностям.

" Распределение средств на приобретение конкретных компонентов.

" Модернизация отдельных компонентов.

" Как читать журнальные статьи, посвященные звуковой аппаратуре.

" Согласование компонентов системы.

" Что можно и чего нельзя делать при выборе компонентов.

" Ваши взаимоотношения с продавцом. 
" Как настроить систему для получения наилучшего звучания.

" Какую сумму из своего бюджета вы можете выделить на покупку аудиосистемы Сколько потратить на аудиосистему? Это зависит от двух вещей: во-первых, от ваших запросов, уровня потребностей, а во-вторых, от финансовых возможностей. Давайте сначала рассмотрим приоритеты. Кто-то может решить, что аудиосистема стоимостью $2000 является экстравагантной прихотью, однако, не моргнув глазом, выложит $7000, чтобы съездить на пару недель в Европу. И напротив, другой человек сочтет отпуск в Европе за $7000 проявлением безумного расточительства, - ведь за эти деньги можно приобрести столько отличной аудиоаппаратуры! Первый человек, видимо, считает музыку чем-то вроде забавы, простого развлечения - не более того. Для другого наслаждение музыкой является жизненно важным аспектом существования. Какую часть вашего бюджета вы сможете потратить на приобретение hi-fi-системы, зависит от того, насколько важна для вас музыка, и это можете решить только вы сами. Обладание хорошей hi-fi-системой, безусловно, повысит роль музыки в вашей жизни. Но чаще размер выделяемой на покупку суммы определяет второй фактор - ваши финансовые возможности. Согласно опросу читателей аудиофильских журналов, в 1991 году средняя стоимость hi-fi-системы составляла не более 10 процентов годового дохода (средняя аудиосистема стоит около $6300, что составляет менее десяти процентов годового дохода в $66000). Средний доход опрошенных любителей музыки составлял примерно $80700 в год, причем средняя стоимость аудиосистемы определялась в $9100. На следующий год опрошенные респонденты также планировали потратить примерно $2154 на приобретение hi-fi-компонентов. Приведенные цифры можно считать весьма обобщенными. Стоимость систем класса high-end колеблется от $2100 до $200000. Но не позволяйте этим впечатляющим цифрам сбить себя с толку! Дело в том, что читатели аудиофильских журналов - это горячие энтузиасты, а отнюдь не типичные любители музыки. Вы можете скомплектовать вполне удовлетворительную музыкальную систему, которая будет стоить намного дешевле. Тем не менее, я настоятельно советую вам на первых порах выделить достаточно значительную сумму для приобретения high-end-аудиосистемы. Расходы могут показаться вам слишком крупными, но зато вы будете вознаграждены сторицей, когда ваша любимая музыка, безупречно воспроизведенная, будет звучать для вас день за днем, в течение многих лет. Через год-другой вы забудете о затратах, а удовольствие будет продолжаться, ведь высококачественная музыкальная система является долгосрочным и многообещающим капиталовложением. Более того, если вы сейчас приобретете действительно хорошую аудиосистему, то через некоторое время наверняка не захотите продать ее или заменить на новую. Иной раз экономия на качестве аудиосистемы оказывается ложной. Поэтому надо с первого раза совершить правильную покупку. Существует и другой подход к определению бюджета. Выясните сначала, какое качество системы вас удовлетворяет, пусть это и определит ваш бюджет. Посетите дилера и попросите его продемонстрировать вам несколько систем различного уровня качества. Вас может вполне удовлетворить аудиосистема умеренной стоимости - или же вы прочувствуете, насколько великолепно звучит музыка на самой лучшей аппаратуре, и поймете, что просто обязаны иметь именно ее. При оценке расходов следует учесть еще одно обстоятельство. Задайте себе вопрос: ваша аудиосистема будет использоваться только для двухканального воспроизведения музыки или же она будет применяться и для воспроизведения фонограммы фильмов в вашем домашнем кинотеатре? Обеспечение высокого качества для домашнего кинозала с шестью громкоговорителями (вместо обычных двух), а также приобретение многоканального предварительного усилителя, создающего многоканальный стереозвук (вместо двухканального), значительно повышает стоимость аудиосистемы. В настоящей главе мы вкратце коснемся этого вопроса, а затем более подробно проработаем его далее.

Что лучше: купить всю систему целиком или по частям?

После того как определены финансовые возможности, необходимо решить, какой из трех способов приобретения hi-fi-аудиосистемы будет для вас наиболее приемлемым:

1. Приобрести всю систему из наилучших компонентов.

2. Приобрести всю систему, составленную из компонентов в рамках ограниченного бюджета.

3. Приобрести несколько компонентов сейчас, а затем наращивать систему по мере появления финансовых возможностей.

Первый вариант не требует особых размышлений - для этого нужен только солидный счет в банке. Покупатель такой аудиосистемы не беспокоится о бюджете, о модернизации или добавлении новых компонентов. Те любители музыки, для которых цена не имеет значения, приобретают high-end-аудиосистемы (об этом мы поговорим позднее) достаточно просто: требуется всего лишь выделить достаточную сумму денег, обратиться к дилеру и слушать музыку дома. Такие покупатели - вне тех финансовых ограничений, которые всегда сопутствуют двум другим вариантам покупки аудиосистем. Им достаточно выбрать "самую-самую" систему, чтобы затем наслаждаться ее звучанием. Но, как правило, большинство из нас не располагает такими средствами, - нам приходится жить в рамках бюджета, определяемого вариантами 2 или 3. Вариант 2 заключается в том, чтобы сразу же выложить все деньги на полную аудиосистему. При третьем варианте вы тратите всю сумму на приобретение нескольких компонентов исключительно высокого качества, а затем, по мере поступления средств, покупаете новые компоненты. Второй вариант мы назовем покупкой полной системы, а третий - закупкой по частям. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и свои недостатки. Приобретение полной системы означает, что весь ваш бюджет должен быть равномерно распределен между всеми компонентами, составляющими hi-fi-аудио систему. Следовательно, на каждый компонент можно потратить лишь ограниченную сумму. Возможно, при этом вы не сможете достичь желаемого уровня качества, но зато система будет готова к немедленному использованию. Такой подход годится для тех любителей музыки, кто не задумывается об оборудовании, а хочет просто купить систему, установить ее и забыть обо всем, слушая музыку. Тот, для кого любовь к музыке - своего рода хобби, кто лелеет далеко идущие планы развития своей аудиосистемы, предпочтет для начала приобрести всего лишь несколько компонентов, а затем наращивать систему по мере накопления средств. Такой любитель музыки может потратить не больше той суммы, что и первый, однако поначалу купит он, может быть, всего лишь пару громкоговорителей, а не всю систему целиком. Он будет пользоваться своим старым приемником или полным усилителем, проигрывателем грампластинок или компакт-дисков до тех пор, пока не сможет позволить себе ту электронику и те источники сигнала, которые ему действительно необходимы. Такая система будет сначала ограничена возможностями приемника, и потому сразу же насладиться всеми прелестями новых high-end-громкоговорителей не удастся. Но зато когда наконец представится возможность приобрести высококлассные компоненты, получится аудиосистема самого высокого уровня. Такой подход требует терпения, настойчивости и, в конечном счете, большего количества денег. Но это единственный способ приобрести аудиосистему высшего класса. Те любители музыки, которые предпочитают приобретать оборудование по частям, могут воспользоваться преимуществами, предоставляемыми техническим прогрессом. Можно начать с тех компонентов, которые не будут изменяться в течение многих лет, например, усилителя мощности, и повременить с покупкой того, что со временем может стать и лучше, и дешевле: цифровых процессоров, проигрывателей компакт-дисков, транспортов и т. д. Другое преимущество постепенного добавления компонентов к системе заключается в том, что появляется возможность прослушать их до приобретения. Вместо того чтобы собрать всю систему в демонстрационной комнате магазина по рекомендациям дилера, при закупке компонентов по частям можно провести тщательное предварительное прослушивание и выбрать наиболее соответствующий уже скомплектованной вами аудиосистеме. Это дает значительное преимущество при формировании системы, удовлетворяющей вашим музыкальным пристрастиям. Закупка по частям более подходит тем, для кого музыка - серьезное увлечение, кто бесконечно предан музыке. Конечно, такой вариант комплектования системы требует огромного терпения. Короче говоря, если вы хотите получить хорошую систему, забыть об аппаратуре и просто получать удовольствие от музыки, покупайте всю систему целиком. При тех же начальных затратах вы не получите систему такого же качества, как при постепенном приобретении, однако воспользуетесь преимуществом экономии средств и возможностью слушать музыку немедленно. Система работает, музыка звучит, и не надо ломать голову над тем, какой следующий компонент необходимо приобрести... Покупку полной системы можно рекомендовать тем любителям, для которых музыка не является - да наверное и не станет - настоящим хобби. Тем не менее многие любители такого рода со временем начинают постепенно модернизировать свои аудиосистемы, оценив преимущества, связанные с обладанием аппаратурой высшего класса. С другой стороны, те любители музыки, которые ограничены в средствах, но мечтают о более престижной аппаратуре и активно участвуют в формировании системы, предпочтут строить систему постепенно. Они просматривают журнальные статьи, посвященные аудиоаппаратуре, часто посещают дилеров, берут музыкальные устройства домой для пробы и оценки; в результате, становятся более искушенными и требовательными слушателями, приобретают широкие познания в области звуковоспроизводящей аппаратуры. Как выбрать систему, которая будет наилучшим образом соответствовать вашим потребностям В данном разделе приводится всего лишь краткий обзор того, как выбрать наилучшую систему звуковоспроизведения; более подробная информация о выборе отдельных компонентов дается в главах с 5 по 12. Грузовик-пикап подходит для фермера, а маленькая, компактная машина удобнее горожанину. Точно так же hi-fi-аудиосистема, идеально подходящая для квартиры в Нью-Йорке, окажется совершенно неуместной в большом загородном доме. Одним из наиболее важных решений, связанных с покупками, является выбор высококачественной системы звуковоспроизведения. Ваш выбор компонентов станет определяющим фактором того, насколько глубоко вы сможете воспринимать такую форму искусства, как музыка. Великолепные звуки музыки способны оказать сильное влияние на вашу жизнь, поскольку станут играть в ней все более и более важную роль. Hi-Fi система представляет собой мощное средство исследования музыки; чем лучше система, тем дальше уведет она вас в мир прекрасного. Хотя задача выбора hi-fi компонентов кажется пугающе сложной, небольшая подготовка поможет приблизиться к аудиосистеме вашей мечты, не выходя при этом за рамки бюджета. Опытный и хорошо информированный покупатель знает, что правильный выбор компонентов, их взаимная согласованность и тщательно продуманная установка намного важнее, чем внушительный счет в банке. В этой главе мы научим вас, как стать сознательным покупателем, и покажем, каким образом можно собрать "самую музыкальную" и эстетичную систему, соответствующую вашим финансовым возможностям. High-end аудиосистема состоит из многих компонентов, каждый из которых имеет определенное назначение. Эти компоненты, как правило, разделяются на три основных категории: компоненты-источники, компоненты управления и компоненты воспроизведения. Источником является любое устройство, которое доносит до нас звуковой сигнал с помощью носителей информации, к которым относится и радиоэфир. Это, например, CD-проигрыватель, воспроизводящий звуковой сигнал с компакт-дисков. Другие источники - проигрыватели грампластинок (виниловых дисков), тюнеры, магнитофоны. Компоненты-источники располагаются в самом начале тракта воспроизведения. Категория компонентов управления представлена предварительным усилителем. Он получает сигналы от компонентов- источников и определяет, какие из них подать на усилитель мощности для прослушивания. Предварительный усилитель - это сердце hi-fi-системы; все компоненты-источники соединены с усилителем мощности через предварительный усилитель, который управляет прохождением звукового сигнала и громкостью. Компоненты воспроизведения - это усилитель мощности и громкоговорители, которые совместно обеспечивают преобразование в звук сигнала источника, прошедшего через предварительный усилитель. На рис. 2-1 показана базовая конфигурация системы, состоящей из компонентов-источников, предварительного усилителя, усилителя мощности и двух громкоговорителей. Если вы новичок в мире аудио, то, возможно, захотите прочитать вводные разделы глав с пятой по двенадцатую, прежде чем отправитесь покупать систему. Каждая из этих глав посвящена определенному компоненту, - причем во вводных разделах объясняется назначение того или иного компонента, его функции и свойства, приводится соответствующая терминология. Последующие разделы каждой из этих глав дают более углубленное и подробное описание выбора компонентов с точки зрения качества звука и с технической стороны. В этой главе мы рассмотрим вопрос о том, как выбирать high-end-систему. Основные темы главы: " Какую сумму из своего бюджета вы можете выделить на покупку аудиосистемы. " Что лучше: купить систему целиком или по частям. " Как выбрать систему, которая будет наилучшим образом соответствовать вашим потребностям. " Распределение средств на приобретение конкретных компонентов. " Модернизация отдельных компонентов. " Как читать журнальные статьи, посвященные звуковой аппаратуре. " Согласование компонентов системы. " Что можно и чего нельзя делать при выборе компонентов. " Ваши взаимоотношения с продавцом. " Как настроить систему для получения наилучшего звучания. " Какую сумму из своего бюджета вы можете выделить на покупку аудиосистемы Сколько потратить на аудиосистему? Это зависит от двух вещей: во-первых, от ваших запросов, уровня потребностей, а во-вторых, от финансовых возможностей. Давайте сначала рассмотрим приоритеты. Кто-то может решить, что аудиосистема стоимостью $2000 является экстравагантной прихотью, однако, не моргнув глазом, выложит $7000, чтобы съездить на пару недель в Европу. И напротив, другой человек сочтет отпуск в Европе за $7000 проявлением безумного расточительства, - ведь за эти деньги можно приобрести столько отличной аудиоаппаратуры! Первый человек, видимо, считает музыку чем-то вроде забавы, простого развлечения - не более того. Для другого наслаждение музыкой является жизненно важным аспектом существования. Какую часть вашего бюджета вы сможете потратить на приобретение hi-fi-системы, зависит от того, насколько важна для вас музыка, и это можете решить только вы сами. Обладание хорошей hi-fi-системой, безусловно, повысит роль музыки в вашей жизни. Но чаще размер выделяемой на покупку суммы определяет второй фактор - ваши финансовые возможности. Согласно опросу читателей аудиофильских журналов, в 1991 году средняя стоимость hi-fi-системы составляла не более 10 процентов годового дохода (средняя аудиосистема стоит около $6300, что составляет менее десяти процентов годового дохода в $66000). Средний доход опрошенных любителей музыки составлял примерно $80700 в год, причем средняя стоимость аудиосистемы определялась в $9100. На следующий год опрошенные респонденты также планировали потратить примерно $2154 на приобретение hi-fi-компонентов. Приведенные цифры можно считать весьма обобщенными. Стоимость систем класса high-end колеблется от $2100 до $200000. Но не позволяйте этим впечатляющим цифрам сбить себя с толку! Дело в том, что читатели аудиофильских журналов - это горячие энтузиасты, а отнюдь не типичные любители музыки. Вы можете скомплектовать вполне удовлетворительную музыкальную систему, которая будет стоить намного дешевле. Тем не менее, я настоятельно советую вам на первых порах выделить достаточно значительную сумму для приобретения high-end-аудиосистемы. Расходы могут показаться вам слишком крупными, но зато вы будете вознаграждены сторицей, когда ваша любимая музыка, безупречно воспроизведенная, будет звучать для вас день за днем, в течение многих лет. Через год-другой вы забудете о затратах, а удовольствие будет продолжаться, ведь высококачественная музыкальная система является долгосрочным и многообещающим капиталовложением. Более того, если вы сейчас приобретете действительно хорошую аудиосистему, то через некоторое время наверняка не захотите продать ее или заменить на новую. Иной раз экономия на качестве аудиосистемы оказывается ложной. Поэтому надо с первого раза совершить правильную покупку. Существует и другой подход к определению бюджета. Выясните сначала, какое качество системы вас удовлетворяет, пусть это и определит ваш бюджет. Посетите дилера и попросите его продемонстрировать вам несколько систем различного уровня качества. Вас может вполне удовлетворить аудиосистема умеренной стоимости - или же вы прочувствуете, насколько великолепно звучит музыка на самой лучшей аппаратуре, и поймете, что просто обязаны иметь именно ее. При оценке расходов следует учесть еще одно обстоятельство. Задайте себе вопрос: ваша аудиосистема будет использоваться только для двухканального воспроизведения музыки или же она будет применяться и для воспроизведения фонограммы фильмов в вашем домашнем кинотеатре? Обеспечение высокого качества для домашнего кинозала с шестью громкоговорителями (вместо обычных двух), а также приобретение многоканального предварительного усилителя, создающего многоканальный стереозвук (вместо двухканального), значительно повышает стоимость аудиосистемы. В настоящей главе мы вкратце коснемся этого вопроса, а затем более подробно проработаем его в главе 13. Что лучше: купить всю систему целиком или по частям После того как определены финансовые возможности, необходимо решить, какой из трех способов приобретения hi-fi-аудиосистемы будет для вас наиболее приемлемым: 1. Приобрести всю систему из наилучших компонентов. 2. Приобрести всю систему, составленную из компонентов в рамках ограниченного бюджета. 3. Приобрести несколько компонентов сейчас, а затем наращивать систему по мере появления финансовых возможностей. Первый вариант не требует особых размышлений - для этого нужен только солидный счет в банке. Покупатель такой аудиосистемы не беспокоится о бюджете, о модернизации или добавлении новых компонентов. Те любители музыки, для которых цена не имеет значения, приобретают high-end-аудиосистемы (об этом мы поговорим позднее) достаточно просто: требуется всего лишь выделить достаточную сумму денег, обратиться к дилеру и слушать музыку дома. Такие покупатели - вне тех финансовых ограничений, которые всегда сопутствуют двум другим вариантам покупки аудиосистем. Им достаточно выбрать "самую-самую" систему, чтобы затем наслаждаться ее звучанием. Но, как правило, большинство из нас не располагает такими средствами, - нам приходится жить в рамках бюджета, определяемого вариантами 2 или 3. Вариант 2 заключается в том, чтобы сразу же выложить все деньги на полную аудиосистему. При третьем варианте вы тратите всю сумму на приобретение нескольких компонентов исключительно высокого качества, а затем, по мере поступления средств, покупаете новые компоненты. Второй вариант мы назовем покупкой полной системы, а третий - закупкой по частям. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и свои недостатки. Приобретение полной системы означает, что весь ваш бюджет должен быть равномерно распределен между всеми компонентами, составляющими hi-fi-аудио систему. Следовательно, на каждый компонент можно потратить лишь ограниченную сумму. Возможно, при этом вы не сможете достичь желаемого уровня качества, но зато система будет готова к немедленному использованию. Такой подход годится для тех любителей музыки, кто не задумывается об оборудовании, а хочет просто купить систему, установить ее и забыть обо всем, слушая музыку. Тот, для кого любовь к музыке - своего рода хобби, кто лелеет далеко идущие планы развития своей аудиосистемы, предпочтет для начала приобрести всего лишь несколько компонентов, а затем наращивать систему по мере накопления средств. Такой любитель музыки может потратить не больше той суммы, что и первый, однако поначалу купит он, может быть, всего лишь пару громкоговорителей, а не всю систему целиком. Он будет пользоваться своим старым приемником или полным усилителем, проигрывателем грампластинок или компакт-дисков до тех пор, пока не сможет позволить себе ту электронику и те источники сигнала, которые ему действительно необходимы. Такая система будет сначала ограничена возможностями приемника, и потому сразу же насладиться всеми прелестями новых high-end-громкоговорителей не удастся. Но зато когда наконец представится возможность приобрести высококлассные компоненты, получится аудиосистема самого высокого уровня. Такой подход требует терпения, настойчивости и, в конечном счете, большего количества денег. Но это единственный способ приобрести аудиосистему высшего класса. Те любители музыки, которые предпочитают приобретать оборудование по частям, могут воспользоваться преимуществами, предоставляемыми техническим прогрессом. Можно начать с тех компонентов, которые не будут изменяться в течение многих лет, например, усилителя мощности, и повременить с покупкой того, что со временем может стать и лучше, и дешевле: цифровых процессоров, проигрывателей компакт-дисков, транспортов и т. д. Другое преимущество постепенного добавления компонентов к системе заключается в том, что появляется возможность прослушать их до приобретения. Вместо того чтобы собрать всю систему в демонстрационной комнате магазина по рекомендациям дилера, при закупке компонентов по частям можно провести тщательное предварительное прослушивание и выбрать наиболее соответствующий уже скомплектованной вами аудиосистеме. Это дает значительное преимущество при формировании системы, удовлетворяющей вашим музыкальным пристрастиям. Закупка по частям более подходит тем, для кого музыка - серьезное увлечение, кто бесконечно предан музыке. Конечно, такой вариант комплектования системы требует огромного терпения. Короче говоря, если вы хотите получить хорошую систему, забыть об аппаратуре и просто получать удовольствие от музыки, покупайте всю систему целиком. При тех же начальных затратах вы не получите систему такого же качества, как при постепенном приобретении, однако воспользуетесь преимуществом экономии средств и возможностью слушать музыку немедленно. Система работает, музыка звучит, и не надо ломать голову над тем, какой следующий компонент необходимо приобрести... Покупку полной системы можно рекомендовать тем любителям, для которых музыка не является - да наверное и не станет - настоящим хобби. Тем не менее многие любители такого рода со временем начинают постепенно модернизировать свои аудиосистемы, оценив преимущества, связанные с обладанием аппаратурой высшего класса. С другой стороны, те любители музыки, которые ограничены в средствах, но мечтают о более престижной аппаратуре и активно участвуют в формировании системы, предпочтут строить систему постепенно. Они просматривают журнальные статьи, посвященные аудиоаппаратуре, часто посещают дилеров, берут музыкальные устройства домой для пробы и оценки; в результате, становятся более искушенными и требовательными слушателями, приобретают широкие познания в области звуковоспроизводящей аппаратуры. Как выбрать систему, которая будет наилучшим образом соответствовать вашим потребностям В данном разделе приводится всего лишь краткий обзор того, как выбрать наилучшую систему звуковоспроизведения; более подробная информация о выборе отдельных компонентов дается в главах с 5 по 12. Грузовик-пикап подходит для фермера, а маленькая, компактная машина удобнее горожанину. Точно так же hi-fi- аудиосистема, идеально подходящая для квартиры в Нью-Йорке, окажется совершенно неуместной в большом загородном доме. Аудиосистема должна не только соответствовать вашим музыкальным вкусам (этот вопрос мы рассмотрим в следующей главе), но и вашей комнате, особенностям прослушивания. Многие рекомендации кажутся вполне очевидными. Прежде всего следует соотнести габариты акустической системы с размерами вашей комнаты прослушивания. Большие громкоговорители плохо работают в маленьких помещениях, и наоборот. Большие громкоговорители не только физически подавляют, они проявляют тенденцию перегружать помещение энергией басов. Громкоговоритель, который отлично звучит в комнате размером 5 на 8 метров, скорее всего, окажется слишком басистым, громогласным и тяжеловесным в помещении размером 4 на 5 метров. Воспроизведение басов, за которое вы так много заплатили (ведь правильное воспроизведение глубоких басов стоит очень дорого), будет работать против вас, если громкоговоритель установлен в слишком маленьком помещении. За те же деньги вы могли бы приобрести отличный мини-монитор, при разработке которого основной акцент был сделан на формирование превосходных верхних басов, средних и верхних частот. С таким мини-монитором вы выигрываете вдвойне: во-первых, ваша комната не будет перегружена басами, а во-вторых, мини-монитор наверняка будет обладать гораздо лучшей звуковой сценой и чистотой звука. Есть и другие преимущества: мини-мониторы, с их ограниченной частотной характеристикой в области нижних частот, будут меньше раздражать соседей. Таким образом, вы сможете слушать громкую музыку, никому при этом не мешая. Наконец, такую акустическую систему гораздо легче разместить в маленькой комнате. И наоборот, мини-монитор просто не сможет заполнить звуком большое помещение. Ощущение мощи, динамичность, глубокие басы, чувство физического воздействия, которое так восхищает в некоторых музыкальных произведениях, не может быть передано мини-монитором. Если у вас есть зал и позволяют средства, то лучше всего приобрести большие напольные громкоговорители. Другим важным соображением является мощность усилителя. Усилитель должен соответствовать как громкоговорителям, так и помещению. Для большого помещения, равно как и для громкоговорителей с низкой чувствительностью, требуется большая мощность усилителя. Эти вопросы будут подробнее рассмотрены в главах 6 и 7, посвященных усилителям мощности и громкоговорителям.

Предметы роскоши.

High-end-аудиокомпоненты включают в себя всю гамму форм: от утилитарных корпусов до роскошных, украшенных золотом сооружений, к которым и прикасаться-то боязно. Однако качество отделки далеко не всегда соответствует качеству электроники - скорее оно отражает жизненную философию изготовителя. Некоторые компании стараются обеспечить наилучшее звучание при наименьшей стоимости, помещая отличную электронику в недорогие корпуса. Это так называемые "бюджетные" товары. Изготовители "предметов роскоши" помещают электронику такого же качества в щедро разукрашенные корпуса, с передней панелью толщиной 2-3 см, с лаковыми инкрустациями, изысканными металлическими накладками и сделанными по заказу входными гнездами и клеммами. Разработчик дорогой аппаратуры как-то сказал мне, что мог бы продавать свои изделия за полцены, если бы использовал более скромные корпуса. Для некоторых любителей музыки очень важны внешняя элегантность и роскошь, другие просто хотят получить отличный звук при минимальных затратах. Для таких людей внешний вид и изящная отделка являются качествами, вторичными по отношению к звучанию; им неважно, как выглядит их аудиосистема, лишь бы она хорошо звучала. Напротив, иные любители музыки готовы платить немалые деньги за восхитительное оформление, потрясающую отделку и все то, что буквально заставляет вещи излучать некие флюиды роскоши и элегантности. Аудиокомпоненты такого качества, вне всякого сомнения, дают своим владельцам право испытывать чувство законной гордости. Выбирая high-end-компоненты, соотнесите свои потребности с философией производителя. При подобном подходе вы не потратите деньги на красивые лицевые панели, до которых вам нет дела, но и не купите изделие, которое совершенно не вписывается в интерьер вашего жилища.

Есть изделия и другого типа: посредственная электроника помещается в причудливую, привлекательную упаковку. Этот сектор рынка предназначается для менее искушенных в музыке покупателей, которые делают свой выбор по внешнему виду и репутации фирмы, а не по качеству звучания. Такие марки, называемые "бутик", не относятся к классу high-end, и их лучше не покупать. Рассмотрим еще один аспект, а именно, вопрос о соотношении удобства и стоимости. Некоторые изделия снабжены удобными функциями, которые увеличивают стоимость товара, но не повышают качества звучания. Ярким примером является пульт дистанционного управления предварительного усилителя. Функция дистанционного управления - при условии, что она правильно выполнена - может увеличить стоимость предварительного усилителя вдвое. При выборе компонентов найдите оптимальное соотношение удобства, стоимости и качества.

Распределение средств на приобретение конкретных компонентов.

Не существует никаких установленных правил, которые помогли бы точно распределить ваши средства между отдельными компонентами. Журналы, занимающиеся массовой аппаратурой среднего качества, годами убеждали своих читателей в том, что следует вкладывать деньги в приобретение hi-fi-громкоговорителей, поскольку именно громкоговорители и производят звук. Это невольно наводит на мысль, что все усилители и проигрыватели компакт- дисков звучат одинаково, а раз так, зачем тратить деньги на приобретение дорогих усилителей и цифровых источников?.. Любители high-end-аппаратуры иначе относятся к воспроизведению музыки. Фундаментальное положение high-end- звукотехники заключается в том, что если исходный сигнал имеет плохое качество, то ни одно устройство, расположенное дальше в тракте звуковоспроизведения, не способно улучшить его. На самом деле при прохождении через каждый последующий компонент системы сигнал только ухудшается. High-end-аппаратура может лишь снизить степень ухудшения качества звучания сигнала. Если ваш проигрыватель компакт-дисков дает яркий, жесткий и немузыкальный звук, то и выходной сигнал будет ярким, жестким и немузыкальным. Аналогичным образом, все характеристики системы в целом определяются характеристиками самого плохого по качеству компонента. У вас могут быть превосходные громкоговорители, отличный проигрыватель виниловых дисков и звукосниматель, но все их прекрасные качества будут сведены на нет, если в тракт воспроизведения включить плохой предусилитель. Подбор взаимно согласованных по качеству компонентов является существенным условием получения наилучшего качества звука в рамках вашего бюджета. Высококачественные громкоговорители с компонентами плохого качества могут заставить вашу систему звучать даже хуже, чем при использовании посредственных громкоговорителей: акустические системы с высокой разрешающей способностью выявляют все погрешности электроники, расположенной ближе к источнику сигнала. Эту ситуацию можно уподобить большому окну в вашем доме. Если из окна открывается вид на морское побережье Северной Калифорнии, то оно должно быть идеально чистым и прозрачным. Если же из своего окна вы можете обозревать только помойку, то вы, наверное, предпочтете, чтобы оно было несколько мутноватым... Мне доводилось слушать громкоговорители за $400 долларов, установленные на выходе электронного тракта стоимостью не менее $30000, и громкоговорители за $9000, подключенные к бытовым усилителям. Я. могу категорично утверждать, что электроника и источники столь же важны - и даже более важны, - нежели громкоговорители. Несмотря на то, что громкоговорители оказывают существенное влияние на общий характер звучания системы, высококачественные компоненты-источники (проигрыватель грампластинок и CD-плеер), а также хорошая электроника, являются непременным условием реализации настоящей high-end-системы.

В качестве примера я составил воображаемую двухканальную систему из тех компонентов, которые выбрал бы, имей я возможность потратить $6000 на приобретение аппаратуры. Вот таблица стоимости компонентов:

Предусилитель $ 1000 
Усилитель мощности $1200 
Цифровой источник $1300 
Громкоговорители $2000 
Провода и кабели $500 
ИТОГО $6000

Как видите, громкоговорители "съели" ровно треть бюджета, 22% пришлось на цифровой источник, 17% - на предусилитель, 20% - на усилитель мощности и 8% осталось на кабели (для громкоговорителей и межкомпонентные). Разумеется, все эти процентные соотношения и стоимости не высечены в камне, однако они представляют собой хорошую исходную точку для формирования вашего бюджета. Если вы захотите включить в состав системы проигрыватель грампластинок, тонарм и звукосниматель, то расходы на остальные компоненты придется сократить.

Другой подход к такому же бюджету может заключаться в том, чтобы приобрести недорогой ($500) проигрыватель компакт-дисков и добавить сэкономленные $800 для покупки более высококачественных громкоговорителей или электроники. Впоследствии, когда позволит ваше финансовое положение, вы сможете приобрести цифровой процессор и подать не него сигнал с цифрового выхода проигрывателя компакт-дисков (см. главу 8). Вы получите возможность слушать музыку, а в перспективе соберете настоящую high-end-систему с отличным звучанием.

Выделенные на приобретение громкоговорителей 33% бюджета представляют собой весьма гибкую цифру. При стоимости около $2000 наблюдается некий порог качества звучания громкоговорителей: те, что стоят несколько дороже $2000, часто оказываются непропорционально лучше тех, которые стоят чуть меньше $2000. Поэтому может оказаться полезным несколько сместить бюджет в сторону достойных громкоговорителей, чтобы перешагнуть через этот порог. Как указано в главе 7, многие средние по цене громкоговорители превосходят по своим характеристикам более дорогие модели. Воспользуйтесь рекомендациями главы 7 по выбору громкоговорителей, чтобы получить максимальную отдачу на каждый вложенный вами доллар.

Вот другой простой бюджет, ограниченный суммой $2000:

Усилитель $750 
Цифровой источник $400 
Громкоговорители $750 
Провода и кабели $100 
ИТОГО $2000

Сабвуферы.

Сабвуфер - это низкочастотный громкоговоритель, воспроизводящий самые низкие басы, не входящие в диапазон частот работающих совместно с ним широкополосных акустических систем. Термин "сабвуфер" весьма ошибочно используется для описания любой системы с низкочастотной головкой, выполненной в отдельном корпусе. В действительности, термин "сабвуфер" означает "ниже НЧ-головки" и должен использоваться исключительно для тех изделий, которые уменьшают нижнюю граничную частоту до 20 Гц и ниже. Низкочастотную головку, помещенную в корпус, обеспечивающий воспроизведение частот до 40 Гц, и используемую совместно с небольшими сателлитными громкоговорителями, правильнее будет называть просто НЧ-головкой. Существуют также широкополосные акустические системы со встроенным "сабвуфером", снабженным собственным усилителем. Большинство этих изделий в действительности выполняют функции НЧ-головок, подключенных к встроенному усилителю мощности. Такая конструкция освобождает основной усилитель от бремени управления НЧ-головкой, но требует, чтобы громкоговорители были включены в сеть переменного тока. Сабвуферы бывают двух видов: пассивные и активные. Пассивный сабвуфер - это просто одна или несколько помещенных в корпус НЧ-головок, которые подключаются к внешнему усилителю. В одном из вариантов подключения пассивного сабвуфера стереоусилитель подает сигнал и на основные громкоговорители, и на сабвуфер. При таком наименее желательном способе подключения широкополосный выходной сигнал усилителя мощности подается на вход сабвуфера, а его разделительный фильтр удаляет из сигнала низкие частоты и выдает отфильтрованный сигнал на основные громкоговорители. Таким образом, в сигнальном тракте используется дополнительный разделительный фильтр, работающий с сигналом высокого уровня.Более удачный способ подключения сабвуфера - с помощью электронного разделительного фильтра и отдельного усилителя мощности. Такой метод отделяет басы от сигнала, подаваемого на основные громкоговорители в том месте тракта, где сигнал имеет линейный уровень (несколько сот милливольт). Фильтрация такого сигнала вносит гораздо меньше нелинейных искажений, чем фильтрация выходного сигнала усилителя мощности. Более того, добавление отдельного усилителя мощности для сабвуфера существенно увеличивает динамический диапазон системы и освобождает усилитель основного громкоговорителя от дополнительной нагрузки. Использование разделительного фильтра в точке тракта с линейным уровнем и усилителя мощности превращает пассивный сабвуфер в активный, а систему в целом - в систему с двухполосным усилением.Автономный активный сабвуфер объединяет в одном корпусе сабвуфер с разделительным фильтром и усилитель мощности, устраняя необходимость в отдельных корпусах и усилителях. Такой сабвуфер имеет линейные входы (для подключения к предварительному усилителю), линейные выходы (сигнал с которых подается на усилитель мощности) и регулятор уровня сигнала сабвуфера. Выходной сигнал линейного уровня, подаваемый на основные громкоговорители, фильтруется, чтобы ослабить в нем энергию составляющих низких частот. Обычно непосредственно на сабвуфере регулируется и частота разделения, чтобы можно было выбрать значение, обеспечивающее наилучшее согласование с основными громкоговорителями (подробнее об этом будет рассказано ниже). Добавление к вашей системе активного сабвуфера может существенно увеличить ее динамический диапазон, понизить нижнюю граничную частоту, улучшить чистоту звучания средних частот и обеспечить высокий уровень громкости без искажений. Добавочная мощность усилителя и дополнительная низкочастотная головка позволяют такой системе воспроизводить пики звучания музыки с более высокими уровнями. Более того, удаление низких частот из спектра сигнала, поступающего на основные громкоговорители, позволяет им звучать громче по той причине, что отпадает необходимость воспроизводить через них низкие частоты. Звучание средних частот часто становится чище, так как конус НЧ-головки не колеблется с большой амплитудой, пытаясь воспроизвести нижний бас.Теперь о плохом. Практика показывает, что сабвуферы, используемые в системах воспроизведения, чаще всего снижают качество звучания. Причиной может послужить или плохое качество разработки сабвуфера, или его неправильная настройка, или, что чаще всего, он предназначен для воспроизведения взрывов в системах домашнего кинотеатра, а не для передачи тонких оттенков звучания музыки. Сначала рассмотрим теоретические проблемы сабвуферов.

Во-первых, большинство из них - пассивных и активных- привносят в такт сигнала дополнительную электронику. Встроенный разделительный фильтр активного сабвуфера может быть не самого высокого качества. Даже хорошо исполненные сабвуферы способны снизить чистоту звучания очень высококачественных источников, предусилителей и усилителей мощности. Этого недостатка можно избежать, задействовав основные громкоговорители в широкополосном режиме (без фильтрации), но при этом есть риск потерять динамические преимущества и дополнительную чистоту звучания средних частот, достигаемую за счет устранения низких частот из сигнала, воспроизводимого основными громкоговорителями.

Во-вторых, качество звучания басов у сабвуфера может быть изначально низким. При его способности приводить в движение большие массы воздуха и обеспечивать низкую граничную частоту, плохой сабвуфер часто делает звучание глубоких басов чрезмерно бубнящим. Вместо того, чтобы усиливать вашу способность слышать происходящее в диапазоне басов, сабвуфер часто затушевывает музыкальную информацию других частотных поддиапазонов.

В-третьих, звучание сабвуфера иногда не согласуется со звучанием основных громкоговорителей. Очень низкие частоты могут отличаться по характеру от воспроизводимых основными громкоговорителями средних частот. В результате возникает чрезвычайно раздражающая неоднородность музыкальной фактуры. Эта неоднородность выражается в изменении звучания акустического баса на разных регистрах. Восходящие и нисходящие басовые ряды должны пересекать частоту отсечки разделительного фильтра без видимого изменения тембра или динамики звучания.Еще одним фактором, который может затруднить интеграцию сабвуфера в систему, является согласование медленного и тяжелого звучания сабвуфера с упругим, собранным и артикулированным звучанием основных громкоговорителей. Другими словами, звучание слабо демпфированного сабвуфера не очень хорошо сочетается со звуком сильно демпфированного основного громкоговорителя.

В-четвертых, сабвуферы часто получают возможность воспроизводить более глубокие басы при повышенном уровне чувствительности за счет управляемости, разрешающей способности по высоте звучания и устойчивости к перегрузкам. Это особенно характерно для сабвуферов, предназначенных для домашнего кинотеатра. В результате, многие из них звучат преувеличенно, медлительно, с потерей деталей.Наконец, сабвуфер может наполнить комнату прослушивания большим количеством низкочастотной энергии, провоцируя в помещении резонансные явления, не так заметные при его отсутствии. Поэтому размещение сабвуфера приобретает особую важность, - вы не можете просто расположить сабвуфер где угодно и ожидать хороших музыкальных результатов. Проблему возбуждения собственных частот помещения можно смягчить, имея два сабвуфера, - каждый из них возбуждает различные собственные частоты, существенно сглаживая частотную характеристику помещения в области низких частот.Все эти проблемы усугубляются склонностью большинства людей устанавливать слишком высокий уровень громкости звучания сабвуфера. Они считают, что раз уж заплатили за что-то приличные деньги, то должны это услышать. Но если вы замечаете присутствие сабвуфера, это значит, что либо он работает на слишком высоком уровне громкости, либо неправильно настроен, либо плохо сконструирован. Высочайшим комплиментом сабвуферу может быть то, что его вклад в звучание музыки напрямую не слышен. Он должен органично вписаться в музыкальную фактуру, не привлекая к себе внимания. Редкий сабвуфер не ухудшает качество сигнала, поступающего на основные громкоговорители, хорошо сочетается с ними по звучанию, обладает упругим и управляемым звучанием басов и может улучшить систему воспроизведения. Поэтому вы должны покупать сабвуфер с большой осторожностью. Мне на ум приходят только несколько реальных сабвуферов, достойных покупки. К тому же очень многие добротно спроектированные широкополосные громкоговорители достаточно хорошо передают глубокие басы. Очень редкие цифровые записи требуют расширения полосы частот до 16 Гц; у большинства аналоговых записей энергия в диапазоне частот ниже примерно 30 Гц очень незначительна.

 Роберт Харли "Энциклопедия High-end Audio" 

Курсы валют

Электронные платежные системы - Курсы валют НБУ на сегодня!
Новости

TuneIn

12.12.2013

С помощью TuneIn пользователи системы Control4 теперь могут иметь доступ к более чем 70 000 радиостанций, как традиционных, так и сетевых...

Dolby Laboratories + ONKYO = Surround берет новую высоту

19.07.2013

Новая система Dolby Pro Logic IIz расширяет уже ставшую привычной двухмерную звуковую картину до трехмерной...

Новая линейка AV-ресиверов MARANTZ в дизайне M1

18.07.2013

Высококачественный декодер 7.1 PCM в сочетании с функцией повторителя HDMI дают возможность наслаждаться звуком в формате HD прямо с дисков Blu-ray DiscTM.